Тридцатилетий юбилей полного привода
quattro символизирует тридцатилетнюю историю философии Vorsprung durch Technik — тридцатилетнюю историю успеха. Сегодня компания
Audi является ведущим производителем легковых автомобилей премиум-класса с системой постоянного полного привода. Более 120 моделей компании оснащены приводом
quattro, при этом некоторые из них предлагаются только в полноприводном исполнении. В период с 1980 по 2009 г. было выпущено примерно 3,3 млн автомобилей
Audi с системой полного привода
quattro. Помимо массовых моделей, значительную часть составили модели S и RS. Своим успехом привод
quattro в немалой степени обязан выставочным автомобилям, созданным в единственном экземпляре и буквально насыщенным передовыми технологиями.
Серийные модели
На Женевском автосалоне 3 марта 1980 г. был представлен первый автомобиль
Audi с постоянным полным приводом. Модель называлась
Audi quattro и отличалась серьезным характером, заключенным в новый кузов с чеканными формами. Пятицилиндровый турбированный двигатель рабочим объемом 2144 см куб. развивал 200 л. с. мощности и 285 Нм крутящего момента. Это делало
Audi quattro, именуемый сегодня Ur-
quattro (нем. «настоящее quattro»), одним из самых быстрых автомобилей своего времени: для разгона от 0 до 100 км/ч ему было достаточно 7,1 сек., при этом максимальная скорость была равна 222 км/ч.
Первая модель
quattro, разрабатываемая под непосредственным руководством директора по разработкам д-ра Фердинанда Пиеха, пользовалась невероятным успехом. Салон модели становился более комфортным без ущерба для функциональности и спортивного стиля. Шасси (рычаги управления, стойки
Макферсон и дисковые тормозные механизмы на всех колесах) постепенно было модернизировано и в итоге дополнено
ABS. Продажи этой модели осуществлялись длительное время, а производство было завершено в мае 1991 г.
В 1994 г. свет увидел Sport
quattro — автомобиль с существенно более короткой габаритной длиной и колесной базой. Он прекрасно соответствовал новым требованиям чемпионата мира по ралли. В автомобиле был установлен турбированный двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр, развивающий 306 л. с. мощности. Применение легковесных материалов положительно отразилось на снижении массы кузова. Компания выпустила ограниченное количество автомобилей ручной сборки — 214 единиц. Длиннобазная версия с приводом
quattro и двигателем с четырьмя клапанами на цилиндр мощностью 220 л. с. была запущена в серийное производство в 1989 г. В конце лета 1987 г. на модель Ur-
quattro начали устанавливать двигатель большего объема, но аналогичной мощности 200 л. с. В конструкцию силового привода входил межосевой
дифференциал Torsen, который годом ранее компания
Audi представила на модели
Audi 80
quattro. Самоблокирующийся
дифференциал червячного типа заменял собой
дифференциал с ручной блокировкой, которым изначально оснащалась модель
quattro 1980 года выпуска.
Начиная с 1982 г. компания Audi выпустила еще пять полноприводных моделей: Audi 80, 90, Audi Coupé, Audi 100 и 200. В историю автомобилестроения 1980-х гг. они вошли как лидеры в области аэродинамических показателей. В 2009 г. модельный ряд Audi стал венчать R8 5.2 FSI quattro — мощный спортивный автомобиль с атмосферным двигателем V10 мощностью 525 л. с.
Audi quattro Concept
К празднованию 30-летнего юбилея дебюта
quattro,
Audi представила шоу-кар на Парижском Автосалоне 2010 (2010 Paris Motor Show), который переносит футуристическую интерпретацию на скоростной трек:
Audi quattro Concept, породистый спорткар, мощностью 300 кВт (408 л.с.) с 5-цилиндровым двигателем с турбонаддувом, с легкой конструкцией кузова и конечно – последним поколением
quattro постоянным приводом на все колеса. Ноу-хау и технологии кузова концепта
Audi quattro Concept характеризируют портфолио будущей производственной модели.
Кузов длиной 4,28 м, шириной 1,86 м и высотой 1,33 м преимущественно выполнен из «крылатого металла», а крыша, задняя дверь, спойлеры и некоторые другие компоненты — из карбона. В результате масса концепта составляет 1300 кг, то есть почти как легендарное купе
Audi Sport
quattro 1984 года.
Audi quattro Concept удивляет также своими скоростными показателями: спринт от 0 до 100 км/ч составляет всего 3,9 секунды с помощью 6-ступенчатой механической коробки передач.